Водители, воспитанные в духе советской морали в один голос твердят: «С инспектором ГАИ (а нынче ДПС, ГИБДД) спорить не стоит». Но с нынешними новыми размерами штрафов инспектора и вовсе распоясались. Большое дело играет эта самая «постсоветская мораль», но современный водитель все менее и менее взирает на этот фактор. Ведь свои, порой нелегким трудом, заработанные деньги даром отдавать никто не будет. А инспектору ДПС переносить тяготы службы тоже нелегко. И пусть с 01.03.2011 вступил в силу новый Федеральный закон N 3-ФЗ “О полиции” от 07.02.2011 (принят ГД ФС РФ 28.01.2011), призванный кардинальным образом исправить ситуацию, в первую очередь стоит уповать на себя. Вот с какими мыслями встречаются на дороге два человека, первый хочет защитить свои права, а другой найти определенную статью под первого. Да, вечная дилемма.

ШАГ номер 1:

Из машины не выходить. Законных оснований для этого нет. Разве что автомобиль расположен на дороге так, что инспектору составляют опасность проезжающие автомобили. Но помните – это очередная хитрость ДПСников, можно элементарно предложить ему проехать в безопасное место, это уменьшит вероятность вымогательства взятки, так как инспектор уже с этого требования понимает, что перед ним не просто забитый жизнью водитель, а просвещенный светилом закона гражданин демократичной страны.

Причем остановка возможна лишь на стационарном посту ДПС, согласно Приказа МВД РФ от 20.04.1999 N 297 (ред. от 31.08.2007):

“Стационарный пост дорожно-патрульной службы – место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.
Контрольный пост милиции – стационарный пост, входящий в состав межрегиональной специальной оперативно-поисковой заградительной системы по розыску автомототранспортных средств.
Контрольно-пропускной пункт – наряд милиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций.
Маршрут патрулирования – определенное дислокацией направление движения нарядов дорожно-патрульной службы.
Зона ответственности поста – территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности.”

Если автомобиль пытаются остановить на большом удалении от стационарного поста ДПС, говоря о том, что данная территория относится к зоне ответственности поста, следует попросить схему этой зоны ответственностью, дабы развеять се сомнения.

ШАГ номер 2:

Требуем предъявить инспектора свое удостоверение, на основании Федерального закона N 3-ФЗ “О полиции” от 07.02.2011 (принят ГД ФС РФ 28.01.2011)  и статьи 5 п.4:

“4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
  1. назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  2. в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.”

Скрупулезно сверяем лицо на фотографии с оригиналом перед вами. Демонстративно переписываем данные в блокнот и говорим, что в случае незаконных требований будем писать жалобу в прокуратуру.”

Поверьте от этих слов инспектору уже будет не по себе, так как он тоже немало нервничает, пытаясь выудить у шофера деньги. Главное, научиться самому, сохранять полнейшее спокойствие.

ШАГ номер 3

Далее узнаем причину остановки и также записываем себе в блокнот. На основании Приказа МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. и Приказа МВД РФ от 20.04.1999 N 297 (ред. от 31.08.2007) остановка транспортных средств без необходимости запрещена. Согласно Приказа МВД РФ N 297 :

“13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:
  • а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
  • б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
  • в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
  • г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
  • д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
  • е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз – только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.”

Запомните названия регламентирующих документов. Порой, одного упоминания Приказа МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. и Приказа МВД РФ от 20.04.1999 N 297 бывает достаточно, чтобы склонить чашу весов в свою сторону.

ШАГ номер 4

Некоторые инспекторы могут заявить, что ни называли причину остановки, хотя этого не было на самом деле. Чтобы доказать свою правоту водителю лучше всего, конечно, иметь при себе видеокамеру или цифровой фотоаппарат с функцией видеосъемки (минимум мобильный телефон) и записать весь разговор вживую. Желательно, чтобы устройство аудио и видео фиксации фиксировало и текущее время. Кстати, инспекторы зачастую переходят даже на крик, говоря, что съемка милиции запрещена.

Спокойно отвечаем, что согласно Приложению к Приказу МВД России от 02.03.2009 N 185 “АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ” пункта 24:

“Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру”.

Этот регламент касается сотрудников ГИБДД и участковых. Таким образом каждый россиянин имеет право записать  на фото и видео свой разговор с сотрудником ДПС. И в том случае, если что-то пойдет “не так”, аудио и видео материалы могут стать доказательством при подачи жалоб.

Следующие ваши шаги зависят от обстоятельств. Возможно к тому времени вопросов к водителю от инспектора ДПС уже не и будет.

Leave a Reply